АО «ИК «Ай Ти Инвест» использует файлы cookie с целью обеспечения функционирования и персонализации сервисов, а также повышения удобства пользования сайтом. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и пользовательских данных

Ключевые тренды необанкинга. Часть 1

Февраль 03, 2022

Исторически розничные банки являлись одним из наиболее консервативных сегментов финансовой индустрии. Последняя по-настоящему значимая технологическая инновация в этой сфере (внедрение пластиковых карт) произошла в 1980-х, и с тех пор многие банки старательно игнорировали веяния прогресса. Именно это позволило новому типу игроков, так называемым необанкам, быстро завоевать долю рынка во второй половине 2010-х годов. Необанки отказались от поддержания обширных филиальных сетей, на которые приходится значительная доля операционных издержек классических банков, вместо этого сделав ставку на онлайн-банкинг. Возможность быстрого открытия счетов и низкие комиссии быстро завоевали популярность среди пользователей, обеспечив взрывной рост лидерам первой волны необанков. Число клиентов британского финтех-стартапа Revolut выросло с 1.5 млн человек в 2018 году до 12 млн человек в 2020. Немецкий N26 продемонстрировал сопоставимые темпы роста, увеличив свою пользовательскую базу в 7 раз всего за три года (в январе 2021 года они преодолели рубеж в 7 млн человек). Тинькофф Банк, первым внедривший новую бизнес-модель в России, вошел в Топ-20 российских банков по объему активов. 

Не меньшей популярностью пользуется бизнес-модель необанков и среди венчурных инвесторов, о чем свидетельствуют оценки лидеров индустрии: стоимость американского Chime составляет $25 млрд, что делает его самым дорогим финтех-стартапом в США в сегменте B2C. Базирующийся в Берлине N26 оценивается в $9 млрд по итогам последнего раунда финансирования. Оценка британского Revolut за последний год выросла в 6 раз и составила $33 млрд. При этом в число ключевых инвесторов проекта вошли SoftBank и Tiger Global. 

Первый этап становления индустрии необанков характеризовался их безоговорочным технологическим лидерством по сравнению с традиционными финансовыми учреждениями. Однако последние значительно увеличили свои расходы на IT-разработки, что позволило им сократить отставание от новых игроков на рынке. Многие нововведения необанков, бывшие революционными еще несколько лет назад (онлайн-банкинг, чаты с поддержкой, быстрое оформление новых продуктов через приложение, партнерские кэшбэк-программы) к 2021 году уже успели стать мейнстримом банковской индустрии. Обострению конкуренции способствует и появление все новых игроков в этой нише: сегодня в мире насчитывается около 250 необанков. 

Каким образом банки нового поколения смогут адаптироваться в условиях роста конкуренции? Какие проекты этого направления смогут продолжить свой стремительный рост, а какие - окажутся в аутсайдерах? Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать ключевые тренды, которые будут определять развитие данной индустрии в ближайшие годы.

Географическая экспансия

Первая волна необанков была сосредоточена в странах Северной Америки и Европы, и этому способствовала не только доступность венчурного капитала в этих регионах, но и наличие необходимой инфраструктуры. Ключевыми предпосылками для распространения данной бизнес модели являются доступность интернета и общая технологическая осведомленность населения. Однако высокая конкуренция на этих рынках заставляет компании и инвесторов обращать все более пристальное внимание на другие регионы. Многие лидеры первой волны необанков расширяют свое географическое присутствие: Revolut запустили свой сервис в Австралии и Японии, Тинькофф планируют экспансию в Юго-Восточную Азию, а бразильский Nubank стал доступен клиентам в Мексике. 

Данная динамика получила поддержку инвесторов, активно инвестирующих в финтех-стартапы из развивающихся стран. Kuda Bank, предоставляющий услуги интернет-банкинга в Нигерии, недавно привлек $55 млн при оценке $500 млн. Из семи африканских стартапов-единорогов с оценкой более $1 млрд пять относится к финтех-индустрии. Инвесторы рассчитывают, что на этих рынках появятся локальные лидеры, способные повторить успех необанков первой волны. Однако следует учитывать, что финтех-индустрия в этих регионах имеет как ряд уникальных возможностей, так и значительные новые риски. С одной стороны, конкуренция на многих национальных рынках крайне низка из-за того, что значительная доля населения не имеет доступа к услугам традиционных банков (в Африке более 300 млн человек не имеют банковских счетов). Кроме того, стоимость таких повседневных операций, как денежные переводы, зачастую необоснованно высока: комиссия за трансграничный перевод в Африке может доходить до 7%. Это открывает возможность новым игрокам быстро захватить долю рынка за счет более выгодных условий обслуживания. С другой стороны, повышенные регулятивные риски в совокупности с низкой финансовой грамотностью населения и отсутствием опыта взаимодействия с банковскими учреждениями могут создать препятствия для развития необанков в некоторых странах. 

В следующем материале мы продолжим разговор о новых подходах к бизнес-модели необанков, которые будут определять ключевые тренды в этой области в 2022 году.

Контакты
АО «ИК «Ай Ти Инвест»
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 6, стр. 2, этаж 13, помещ. 1-5
+7 495 419-18-68
Есть вопросы? Оставьте ваши контакты