АО «ИК «Ай Ти Инвест» использует файлы cookie с целью обеспечения функционирования и персонализации сервисов, а также повышения удобства пользования сайтом. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь на обработку файлов cookie и пользовательских данных

Ключевые тренды необанкинга. Часть 2

Март 09, 2022

Мы продолжаем разговор о новейших тенденциях в секторе необанков и анализ трендов. Которые будут определять будущее индустрии в 2022 году.

Супераппы и сетевой эффект

Необанки первой волны изначально придерживались определенной специализации: некоторые делали ставку на денежные переводы (Revolut, Chime), в то время как другие сосредоточились на потребительском кредитовании (Nubank, Тинькофф). Однако в последние годы лидеры отрасли все чаще расширяют линейку своих услуг путем создания супераппов - приложений, объединяющих все продукты компании в единую экосистему. Пользователи супераппов имеют возможность сделать перевод, оформить кредит или рассрочку, поменять валюту или воспользоваться услугами партнеров банка в едином приложении. Для компании преимущество подобного подхода заключается в сетевом эффекте и широких возможностях для кросс-продаж, что в свою очередь способствует снижению издержек на привлечение пользователей и росту рентабельности. Денежные переводы являются низкомаржинальным бизнесом, поэтому создание продуктовой экосистемы является одним из наиболее привлекательных путей выхода на прибыльность для финтех-стартапов. Следует отметить, что в этой нише наблюдается появление игроков из смежных отраслей: так, платежная система Paypal после запуска программы рассрочек и кредитования в совокупности с услугами по торговле криптовалютами обладает всеми признаками необанка. Данный тренд будет способствовать росту сделок слияний и поглощений в данном секторе в ближайшие годы.

Узкая специализация

Многие новые необанки, не обладающие критической массой пользователей для создания полноценной экосистемы, выбрали диаметрально противоположный путь развития, специализируясь на узких нишах с низкой конкуренцией. Например, индийский FamPay предоставляет (с согласия родителей) банковские услуги для подростков, сочетая их с образовательными программами в области финансовой грамотности. Компания не конкурирует с традиционными банками, так как несовершеннолетние граждане в Индии не могут открыть банковский счет. В число инвесторов, поддерживающих проект, входят Y Combinator и Sequoia Capital India. 

Cтавка на фрилансеров

Одной из наиболее привлекательных ниш для необанков узкого профиля является обслуживание частных предпринимателей и фрилансеров. К числу последних относится 1.3 млрд человек, то есть примерно треть от глобальной рабочей силы. Экономисты прогнозируют дальнейший рост количества фрилансеров в ближайшие годы: к 2027 году их количество в США может превысить 86 млн человек (более 50% от рабочей силы в стране). При этом традиционная банковская методология, основанная на стремительно устаревающих представлениях об экономических реалиях, по-прежнему рассматривает работу по трудовому контракту как ключевой признак благонадежности заемщика, что усложняет доступ самозанятых людей к финансовым услугам. Многие необанки, напротив, специализируются именно на этой категории клиентов, подстраивая свою продуктовую линейку под их специфические потребности. Американский необанк Oxygen, работающий с фрилансерами и малыми бизнесами, смог заручиться поддержкой Y Combinator. Oxygen не берет комиссий за открытие счета и годовое обслуживание, что делает его привлекательным для тех, кто только начинает собственное дело. Учитывая, что количество регистраций новых бизнесов в США достигло рекордных значений в период пандемии, у проекта определенно есть пространство для роста в рамках выбранной специализации. Не вызывает сомнений, что в ближайшие годы мы увидим необанки, специализирующиеся на новых и еще не занятых нишах.

Таким образом, развитие индустрии необанков в ближайшие годы будет определяться растущей конкуренцией. После первоначального периода экспансии намечается переход к консолидации отрасли, залогом успеха в которой будет являться правильное позиционирование. При этом уже сейчас заметны два противоположных тренда: в то время как глобальные лидеры стремятся к построению обширных продуктовых экосистем и развитию бизнеса за счет сетевого эффекта, новые игроки предпочитают узкую специализацию на нишах с относительно невысокой конкуренцией.      

Контакты
АО «ИК «Ай Ти Инвест»
123112, г. Москва, Пресненская наб., д. 6, стр. 2, этаж 13, помещ. 1-5
+7 495 419-18-68
Есть вопросы? Оставьте ваши контакты